«Внимание! В небе Покрышкин!»
Александр Иванович Покрышкин родился 19 марта 1913 года в городе Новониколаевске Томской губернии (в настоящее время Новосибирске) в семье фабричного рабочего. В 1925 году зародилась у мальчика мечта о небе, когда он впервые увидел агитсамолет Общества друзей воздушного флота. С целью привлечения молодежи в авиацию самолет летал по городам Сибири. В 1928 году Александр после окончания 7-летней школы, устраивается работать на стройку. В 1932 году после полутора лет учебы в ФЗУ Покрышкин получает специальность слесаря-лекальщика и работает в инструментальном цехе №59 Сибкомбайнстроя около 9 месяцев. В 1932 году он добровольцем записывается в Красную армию и получает направление на учебу в Пермское военно-авиационное училище. Приехав в Пермь Покрышкин узнает, что профиль училища изменён, и он становится курсантом 3‑й Военной школы авиатехников. В 1933 году закончив авиашколу с отличием, он получает направление на курсы усовершенствования авиатехников в Ленинград. С декабря 1934 года по ноября 1938 года Покрышкин был старшим авиатехником 74‑й Таманской стрелковой дивизии, дислоцировавшейся в Краснодаре. Но Александр Иванович по-прежнему мечтал освоить профессию летчика. Карьера знаменитого аса могла не состояться, если бы не упорство Покрышкина. За четыре года он написал командирам около 40 рапортов с просьбой отпустить его в летное училище, однако всегда получал отказы. Во время очередного отпуска в сентябре 1938 года, освоив двухгодовую программу Краснодарского аэроклуба за 17 дней, Александр Иванович на "отлично" сдал экзамен экстерном. Это делало его годным к поступлению в лётную школу автоматически. В ноябре 1938 года Покрышкин наконец стал курсантом Качинской военной авиационной школы, которую он закончил с отличием через год. Став летчиком, Александр Иванович получает назначение в 55-й истребительный авиаполк, дислоцировавшийся под городом Бельцы в Молдавии на западной границе СССР. Там и застало Покрышкина начало Великой Отечественной войны. Старший лейтенант Покрышкин в 1941 году был назначен заместителем командира эскадрильи. Первый вылет произошел в первый день Великой Отечественной 22 июня 1941 года. В начале войны он выполнял разведывательные полеты с указанием командиров— «не вступать в бой», но Александр Иванович постоянно в бои ввязывался, никогда не возвращался на аэродром с нерастраченным боекомплектом. 26 июня 1941 года он одержал свою первую победу, во время разведки сбив истребитель Мессершмитт Bf.109. Одержав ещё одну победу 3 июля, он сам был подбит вражеским зенитным орудием и 4 дня пробирался в свою часть из- за линии фронта.

За время первых недель войны Покрышкин понял, как устарела тактика боя советских ВВС. Он начал заносить свои идеи в специально заведённую тетрадь, назвав ее «Тактика истребителей в бою». (Тетрадь сохранена и передана в Центральный музей Вооруженных Сил женой Покрышкина – Марией Кузьминичной). Александр Иванович записывал все мельчайшие детали воздушных боёв и делал их анализ. Покрышкин изучал особенности своих самолетов и противника, точно знал недостатки и преимущества каждой машины. Эти заметки и схемы были началом его науки побеждать. Постепенно вырабатывались основные формулы воздушного боя, которые позднее использовали все летчики нашей истребительной авиации. Покрышкин одним из первых сумел объединить в единое целое все составные элементы наступательного воздушного боя. Все его победы одержаны благодаря точному расчету.

С 1942 года Александр Иванович служил на Южном и Северо-Кавказском фронтах. После перевооружения полка на американские самолеты P‑39 "Аэрокобра" весной 1943 года, летчик-ас особенно отличился во время воздушных боев на Кубани, проявив весь свой блестящий талант воздушного бойца и мастера тактики. Первую большую победу советским ВВС над люфтваффе принесли изобретенные Покрышкиным новые тактические приёмы - такие как «скоростные качели», «кубанская этажерка», а также продвинутая система контроля с использованием наземных радаров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за 354 боевых вылетов, 54 воздушных боев, 13 лично и 6 в группе сбитых самолетов противника командиру эскадрильи 16‑го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитану Александру Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Александр Иванович в большинстве вылетов брал на себя самую трудную задачу- сбить ведущего. Из опыта своих воздушных боев в 1941—1942 годах он понял, что подбить ведущего значило деморализовать противника и заставить в большинстве случаев отступить на свою базу.

24 августа 1943 года Покрышкин получил Вторую звезду Героя Советского Союза. К концу 1943 года он выполнил 550 боевых вылетов, провёл 137 воздушных боёв, сбил 53 вражеских самолёта. Имя Александра Ивановича Покрышкина наводило страх на немецких лётчиков. «Внимание, внимание! В небе Покрышкин!» — так предупреждали фашистские лётчики друг друга по радиостанции. Не зря враги боялись, только за время воздушной битвы на Кубани он лично сбил 22 немецких самолёта. Покрышкин приобрёл всесоюзную славу, а многие его ученики стали асами. Среди его учеников 30 Героев Советского Союза, трое из них удостоены этого звания дважды!

Летчик-герой в феврале 1944 года получил предложение продолжить службу в Главном штабе ВВС РККА — управлять подготовкой новых пилотов. Но Александр Иванович отказался от предложение и остался воевать в своём полку. С начала мая 1944 года он воевал на 2-м Украинском, а с июля — на 1-м Украинском фронтах. Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й гвардейской авиадивизией в июне 1944 года, которой командовал до конца войны. За образцовое выполнение боевых заданий и геройские подвиги в борьбе с немецко‑фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года Александр Иванович был удостоен третьей медали "Золотая Звезда». Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране и единственным — в годы войны.

В 1945 году дивизия под командованием полковника Покрышкина была награждена тремя орденами и получила почётное наименование «Берлинская». 30 апреля 1945 года Александр Иванович выполнил свой последний боевой вылет. Войну закончил в звании гвардии полковника. 24 июня 1945 года во время парада Победы на Красной площади в Москве он нёс Знамя 1-го Украинского фронта. Всего за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 фашистских самолетов лично и 6 — в группе.

В 1948 году Александр Иванович окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе, а в 1957 году — Военную академию Генерального штаба. В августе 1953 года Покрышкин получил первое генеральское звание. Почти четверть века служил и занимал ответственные должности в войсках ПВО страны. В 1968‑1971 годах был заместителем главнокомандующего Войск ПВО СССР. Звание маршала авиации Александр Иванович получил в 1972 году. С 1972 по 1981 год был председателем ЦК ДОСААФ СССР.

Кроме трех "Золотых Звезд" в списке боевых наград Покрышкина еще 17 орденов СССР: 6 орденов Ленина, орден Октябрьской революции, 4 ордена Красного Знамени, 2 ордена Суворова II‑ой степени, орден Отечественной войны I степени, 2 ордена Красной Звезды, орден "За службу Родине в ВС" III степени, многочисленные медали. Среди многих иностранных наград Покрышкина особое место занимает золотая медаль "За боевые заслуги" США от имени президента Франклина Рузвельта.

Со своей женой Марией Кузьминичной Коржук он встретился на фронте в 1942 году, когда приехал в санчасть навестить раненного друга. Это была любовь с первого взгляда, вспоминал потом Покрышкин. Свою любовь он пронес через всю жизнь. Супруги вырастили двоих детей — дочь Светлану и сына Александра.

Александр Иванович автор 5 книг: "Крылья истребителя", "Твоя почётная обязанность", "Небо войны", "Познать себя в бою", "Тактика истребительной авиации".

13 ноября 1985 года А.И. Покрышкин скончался. Похоронен он в Москве на Новодевичьем кладбище.

В 1993 году малая планета номер 3348 получила имя "Покрышкин ". В Новосибирске в 1995 году был открыт музей Александра Покрышкина. В 2000 году одна из новых станций новосибирского метро названа именем «Маршала Покрышкина". В 2005 году установлен памятник Покрышкину на площади Маркса в Новосибирске. Памятник летчику установлен в городе Краснодаре. Его именем названы улицы в городах России и Украины.

Александр Покрышкин является ярким примером героизма и патриотизма.