Крейсер «Красный Крым».
Красный Крым - премиумный советский крейсер V уровня. Исторически был головным кораблем одноименной серии легких крейсеров Российского Императорского флота, спроектирован в 1910-х годах. В 1913 году корабль был заложен на стапеле Русско-Балтийского судостроительного завода в городе Ревель (Таллинн). При закладке ему было присвоено наименование «Светлана» в честь бронепалубного крейсера, который 28 мая 1905 года геройски погиб в Цусимском сражении. «Светлана» был спущен на воду 28 ноября 1915 года, а в октябре 1917 года его для достройки переправили на буксире в Петроград на Адмиралтейский завод. Но в 1918 году были прекращены все работы. В 1924 году крейсер был передан на Балтийский завод, где его достроили. В 1925 году корабль переименовали в «Профинтерн», и в июле 1928 года он вошел в состав Морских сил Балтийского моря. «Профинтерн» прошёл модернизацию и капитальный ремонт на Севастопольском морском заводе в 1935–1938 годах, во время которых полностью поменялось вооружение на корабле, а его котлы были переведены на нефтяное отопление. В 1939 году «Профинтерн» вошёл в состав бригады крейсеров Чёрного моря под новым именем – «Красный Крым».

Крейсер имел длину 158,4 метра, ширину- 15,36 метра, мощность механизмов -46 300 лошадиных сил, дальность плавания -1200 миль, максимальную скорость хода -22 узла. Крейсер мог принять на палубу до 90 корабельных больших мин, 20 малых и 10 больших глубинных бомб. Экипаж состоял из 852 человек.

В составе Черноморского флота «Красный Крым» под командованием капитана 2 ранга (позднее капитана 1 ранга) Александра Илларионовича Зубкова принимал активное участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны. «Красный Крым» с февраля по июнь 1942 года восемь раз прорывался в Севастополь, чтобы доставить защитникам города боеприпасы, подкрепления и продукты. Крейсер за годы войны совершил много подвигов: участвовал во всех десантных операциях ЧФ (Керченско-Феодосийская операция, Судак, Алушта, Григорьевка), во время которых высадил на берег около 10 000 десантников, огнем своих орудий прикрывал защитников Одессы и Севастополя, отбил более 200 атак самолетов противника, перевез около 20 000 человек (раненых, личный состав армии и гражданских), уничтожил значительное количество живой силы и техники противника. 58 боевых заданий выполнил «Красный Крым» за весь период войны. За безупречное несение боевой службы и проявленную отвагу в боях 18 июня 1942 года крейсер был удостоен звания гвардейского. В октябре 1943 года в Батуми был поставлен на ремонт, продолжавшийся до конца лета 1944 года.

5 ноября 1944 года «Красный Крым» был удостоен чести одним из первых кораблей советского флота войти в гавань освобождённого Севастополя.

31 мая 1949 года крейсер был переформирован в учебный крейсер, 7 мая 1957 года — в опытовое судно (специальное, предназначенное для проведения экспериментов, испытаний и опытов), 18 марта 1958 года превращен в плавучую казарму. В июле 1959 года «Красный Крым» был исключен из списков кораблей Военно-Морского флота и сдан в для разборки на металл.

В наши дни в центре Севастополя воздвигнут величественный мемориал. Здесь увековечены имена кораблей и номера воинских частей, самоотверженно оборонявших город. На нем указан и подвиг экипажа крейсера «Красный Крым».

Left
Right